Устоявшиеся стилистические и композиционные приёмы современной православной храмовой архитектуры в России, как бы странно и удивительно для некоторых это ни звучало, произошли во многом не от церковных канонов, а являются образчиками привычек к определённым архитектурным стилям. Живя в XXI веке, зодчие обращаются либо к богатым во всех смыслах традициям Византии, либо к более скромным Новгородско-Псковским мотивам. Верхом же новаторства можно считать, пожалуй, переосмысление стилистических элементов архитектуры модерна. То есть при проектировании сакральной архитектуры оглядываются на 1500 или как минимум 100 с лишним лет назад. На наш взгляд, подобный традиционалистский подход и обращение себя в прошлое в большей мере тормозит процесс, а режим самоизоляции небольшого числа «церковных» архитекторов от коллег по цеху носит даже деструктивный характер. По описанным выше причинам архитекторам Проектного бюро АПЕКС было вдвойне интересно разработать эскиз храма в Выхине на пересечении Ферганской улицы и Самаркандского бульвара напротив сквера и площади перед Детской школой им. Балакирева.
Название проекта
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы На Самаркандском Бульваре
Расположение
Москва, Россия
Типология
Общественные
Год
2020
Площадь
1 290 м2
Степень участия
Концепция
Ситуационный план
Важно отметить - рассматриваемый земельный участок находится в точке, которая ещё в 60-х годах прошлого века при проектировании района задумывалась как общественный центр. Пятьсот метров от станции метро Юго-Восточная, сквер, бульвар, площадь и пересечение пешеходных путей жилых кварталов делают место для проектирования идеальным - все дороги приводят к храму. Не секрет, что подчас храм, спроектированный и построенный в наше время, выпадает из общественной жизни района. Существует как бы вне всякого социального и временного контекста. Обнесённый глухим забором, приход не может стать полноценными центром повседневной жизни горожан, такому приходу уготована скорее роль средневековой цитадели, памятника, «выключенного» из городской ткани, где истово хранят веру от внешних посягательств.
Генеральный план
Комплексной задачей для архитекторов стало включение проектируемого храма в сложившуюся ткань района и самое главное - развитие социальных функций: открытого общественного благоустроенного пространства вокруг, коммерческой и образовательной составляющей. Лишь подобный сценарий несёт позитивное начало для всех без исключения горожан, учитывая интересы как церкви, так и города.
Аксонометрия
Объёмно-планировочное решение основано на двухчастном делении: храм на 500 прихожан и пристроенный двухэтажный административно-общественный блок, отделённый от основного пространства. Планировка храма выполнена согласно канону и состоит из трёх основных частей. Административный же блок намеренно сделан пристроенным, чтобы минимизировать количество вспомогательных отдельно стоящих на территории зданий, которые композиционно и эстетически сложно увязать в единый ансамбль. Лишь часовня у западного фасада выполнена отдельно стоящей.
Сечение
Колокольня закомпонована над притвором. Вход в храм предваряет паперть, поднятая над уровнем земли на три ступени для удобства пользования маломобильными группами населения. Из пространства трапезной есть единственный доступ в административно-вспомогательный блок, в котором на первом этаже предусмотрено несколько помещений для прихожан: церковный киоск, буфет с кухней, санузлы, а также служебные помещения для казначея и отдыха священнослужителей. На второй этаж блока ведут две разнесённых по противоположным углам лестничные клетки. На втором этаже запроектированы трансформируемый зал с возможностью проводить занятия Воскресной школы и различных секций, кабинеты старосты и настоятеля.
Вид со стороны Самаркандского бульвара
Фасад здания также имеет чёткое двухчастное деление. Нижняя часть выполнена из бетонных панелей с текстурой матриц Reckli, их грубая шершавая поверхность олицетворяет земное, а верхняя часть фасада, в том числе свод, облицованы металлическими панелями из карбонитрида титана - они призваны напоминать верующим небесное.