В веке XXI фабрики, слободы и усадьбы, примостившиеся на извилистых берегах Яузы, уступили место креативным офисным кластерам и жилым комплексам, многие артефакты патриархальной Москвы рубежа XIX-XX веков безвозвратно исчезли, оставив после себя лишь топонимы: Костомаровский переулок, многочисленные Сыромятнические переулки и улицы, Костомаровскую и Сыромятническую набережные. Время неумолимо бежит вперёд, мегаполис не оставляет подчас шансов на выживание низкоэтажной рядовой застройке прошлого даже в пределах Камер-Коллежского Вала. И оттого особенно важно при проектировании на участке, расположенном на пересечении Костомаровской набережной и Костомаровского переулка, тактично работать с окружением, фронтом набережной и ансамблем Спасо-Андроникового монастыря, учитывать дух и историю места.
Название проекта
Клубный дом "Костомаровский"
Расположение
Москва
Типология
Жилые
Год
2021
Площадь
16 514 м2
Степень участия
Концепция, ПД
Ситуационный план
Исторически Сыромятники получили своё название от располагавшейся в этом уголке Москвы с XVI века слободы, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож. Название сохранилось и после того, как в XVIII веке ремесленные цеха от наиболее живописных высоких берегов потеснили дворянские усадьбы, а затем вначале XX века территории стали выкупать промышленники и купцы для организации производств. В конце XIX века, в эру Промышленной революции, территорию рассекла ветка Московско-Курской железной дороги, вокруг которой закономерно выросли крупные заводы. В результате подобных перемен в районе сформировалось нетипичное соседство крупных и малых предприятий, парков и аристократических усадеб. В годы советской власти Сыромятники считались неблагополучным местом с большим количеством закрытых промышленных территорий и колоритными асоциальными персонажами, мигрирующими от вокзала.
Схема развития района до ХХ века
Схема развития района в наше время
Выбранный вариант созвучен образу бывших ранее на этом месте усадеб - это четыре разно-высокие башни, сдвинутые в шахматном порядке друг относительно друга. Они формируют два парадных двора со стороны набережной и приватный двор со стороны колледжа. Сдвижка объёмов обеспечивает лёгкость восприятия довольно протяжённого и даже монотонного фронта по Костомаровскому переулку.
Вид со стороны Костомаровского моста и набережной
Масштаб и композиционный ритм застройки, на наш взгляд, удачно соотносится с духом купеческой Москвы, когда на красную линию выходили узкими фасадами, а в глубине участка имелся сад. Для усадебной же застройки прошлого характерно расположение главного дома не по красной линии, а в глубине участка с устройством парадного въезда. Таким образом, в градостроительной посадке прослеживается отсылка к двум типам застройки Москвы прошлого. Ко всему прочему, фасадное решение четырёх башен может быть решено в разных материалах и декоре, благодаря чему застройка будет выглядеть нетривиально и свежо. Небольшое количество жителей в одной башне делает комплекс по-настоящему клубным, велик процент угловых квартир и квартир с террасами и видами на реку.
Фасадные решения малоэтажной башни
В отделке фасадов малоэтажной башни, выходящей к реке, использован натуральный кирпич светлого оттенка и стеклофибробетон на арочных элементах. Вертикальная кладка кирпича со смещением – оммаж древнерусскому элементу кровли – лемеху. Безусловно, говорить о контекстуальном проектировании в мегаполисе сложно, но светлым цветом отделки и необычным паттерном керамической кладки архитекторы воздали должное находящемуся через реку ансамблю монастыря. Напротив, на второй линии или точнее сказать – на второй 9-этажной башне, применён в отделке фасада керамогранит контрастного тёмного цвета с вкраплениями слюды.
Фасадные решения 9-этажной башни
Чередование тёмных и светлых фасадов башен с разным рисунком окон и разными материалами отделки привносит в строчку застройки переулка толику московского очарования. Прелесть Москвы, в отличие, например, от Санкт-Петербурга, в разнородности и даже некотором хаосе. Архитекторы АПЕКС сделали все четыре башни, находящихся в строгом иерархическом подчинении к окружению и чёткой пространственной логике, чуть отличными, чуть непохожими, сформировав потерянный фронт застройки и создав акцентный архитектурный ансамбль на берегу Яузы.
Вид со стороны Костомаровского переулка
Зона Лобби
В интерьерах комплекса - современное прочтение исторического наследия. Авторы предложили минималистичную трактовку древнерусских орнаментальных тем в современных отделочных материалах. Яркие акцентные тона - пурпурный, насыщенный зелёный и золото - вступают в диалог с приглушенными бежевыми оттенками камня, дополненного бионическими формами.
Интерьер холла
Внутреннее приватное пространство комплекса
Паркинг